В России не так уж и мало заброшенных храмов. Отдыхая на Южном Урале, можно ознакомиться с целым рядом подобных достопримечательностей. Одной из них является церковь в селе Беликуль Челябинской области, расположенная почти на берегу одноименного озера. Строение, заложенное в 1843 году (по некоторым данным в 1810-м), было построено только в 1848-м. После этого процесс достройки длился еще долго, например, создавались холодный и теплый приходы. Первым настоятелем числился отец Сергий. Средства на создание храмы получены от пожертвований купцов, селян.
Храм в Беликуле сегодня: внешний вид и внутреннее устройство
В 30-х годах 20-го века казачья церковь закрылась. Ее постигла участь многих подобных заведений Советского Союза. В дальнейшем здесь размещали склад, держали скот, использовали помещения иным образом. В настоящее время памятник архитектуры медленно разрушается. Хотя усматриваются остатки былого великолепия. Наверху типичной колокольни до сих пор наблюдается крест. Видимо, никто не смог снять его, хотя попытки предпринимались. Храм похож на такие, которые можно увидеть на картинах российских художников тех времен. Некогда внутреннее пространство богато украшалось фресками в синих и голубых тонах, от которых сейчас почти ничего не осталось. О красоте свидетельствуют остатки металлических ажурных решеток на окнах. Исчезли ворота, разрушился и световой барабан – основание купола, через которое внутрь попадал свет. Свод потолка провалился, часть его упала в подземелье. Сейчас при осмотре трудно понять, что размещалось ранее в подвале церкви. Из руин открывается вид на озеро, возле строения имеется пустырь, остатки церковных построек.
О храме и селе Беликуль
История России в данном случае повествует: приход церкви был отнюдь не маленький, насчитывал свыше 3000 человек. В основном это русские православные, но были также башкиры, татары, принявшие веру. Село Берликуль основано в начале 18 века, 1719 г, получило название по имени озера, на берегу которого построено. Основные жители – местные башкиры, землепашцы. В те времена здесь закладывали крепость. Поселение в 1719 г насчитывало 13 дворов, затем, к 1738 г стало 45, вокруг располагалась стена. Со временем состав населения изменился, приехало много новых жителей из России, Сибири, самых разных мест. До революции это было достаточно зажиточное село, чего не скажешь сегодня. В советские времена здесь действовал совхоз, теперь нет и его. Но достопримечательность в виде руин осталась. Музей в Челябинске содержит факты упоминания о церкви. Возраст села почти такой же: населенные пункты основаны в одно и то же время.
Возведение, стиль
Объект решили заложить на возвышенности берега. Раньше там уже стояла деревянная часовня. Новый храм должен был стать каменной церковью, задуманной в честь Богородицы девы Марии, что в дальнейшем это предопределило название. Зодчим выступал мастер из Нижнего Новгорода И. Сараев. Возведение планировалось осуществить за 8 лет, но пожертвования помогли закончить работу раньше. Кирпич укладывался довольно тщательным образом. Ведь стены здания частично сохранились по сей день. Внутреннее убранство Богородицкой церкви состояло из фресок со священными сюжетами на лазоревом фоне. В 1850 году соорудили и освятили теплый приход. Основное помещение закончили в 1963-м, пространство включало алтарь с полукруглой апсидой. В 1870-м храм окружили каменной оградой.
Бытует мнение, что при проектировании использовали образцы из альбома архитектора К. А. Тона, автора московского Храма Христа Спасителя, Кремлевского дворца и другого. Технология строительства была ориентирована на русско-византийский стиль при наличии полукруглых арок дверей и окон. Ниши декорировались фронтонами, фризы, пилястры прорабатывались до деталей. А также наблюдались характерные витиеватые решетки. В длину сооружение составляло 33 м, в ширину – около 16 м. За датой 1936 г проводили последнюю службу, после чего храм закрыли. Использование в качестве зернохранилища привело к тому, что кирпич прочной кладки начал рассыпаться. Главные разрушения здание получило после 1940 г. Рухнул купол, открылись помещения вплоть до подвала, откуда за пределы строения выходил подземный лаз.
Что ожидает памятник архитектуры
История кирпича в полной мере отражается данным объектом зодчества. Сейчас церковь заброшена, но многие местные жители желают ее восстановления. Для этих целей организовываются сборы средств. Руководство Красноармейского района, где числится храм, мало помогает процессу. Технология производства стройматериала того времени была уже достаточно развита. Было несколько разновидностей форм, размеров элементов кладки. Осуществлялись процедуры выбора и заготовки глины, формовки, сушки, обжига и отбора.
Кирпич производился в крестьянских артелях, а не только на заводах. Часто его создание было организовано непосредственно на строительных площадях или месторождениях глины. В данном случае кирпич добывался на средства достаточных пожертвований. Судя по темпам возведения больших проблем с материалом не было.
Одним из современных предприятий, выпускающих материал для строительства, является компания УРАЛГЛАВКЕРАМИКА. Это официальный представитель 4-х кирпичных заводов, на одном из которых основан музей истории кирпича. Там содержится экспонат, связанный с вышеописанным храмом. Сейчас сооружение нуждается в реставрации, так как быстро разрушается от климата и иных факторов. Но по сей день оно величественно выглядит, привлекая внимание.