История появления и усовершенствования популярнейшего строительного материала идет с древних времен. Первые каменные здания возводились еще до нашей эры. Технология строительства с применением штучных элементов облегчала труд. Люди формировали бруски из глины и нарезанной соломы, дающей прочность. Затем освоили метод обжига. К дореволюционному периоду в российских городах существовало по нескольку заводов, выпускающих кирпич. Производственных мощностей в общей сложности хватало для обеспечения местных строительных потребностей. Возводили жилые дома, общественные здания, ливневые стоки, канализацию и другие нужные объекты. Теперь в региональных музейных центрах собраны кирпичные коллекции, составленные из здешних, иногородних и даже заморских образцов.
Как развивалась технология
История России повествует: методика производства брусков их глины впервые пришла в IV-V веках из Византии. Образцами подобного зодчества являются храмы. Вместе с крещением Руси распространилась и методика сооружения объектов из плинфы – главного материала старинных времен. Первые производственные мастерские основывались при монастырях, обеспечивающих себя данной продукцией на нужды строительства. Затем плинфа была вытеснена изделием, более похожим на его современный тип по форме и размеру. В эту эпоху начинается расцвет российского кирпичного дела. Первая фабрика, на которой применялась технология производства с обжигом, появилась в Москве. Использующаяся печь должна была удовлетворять нужды постройки Кремля, возводимого по проекту итальянца А. Фиораванти. Аналогичный «глиняный камень» с размерами, приближенными к современным, использовался в Казани, Новгороде, при возведении собора Василия Блаженного.
История кирпича отмечает примитивность и трудоемкость российской технологии до XIX века. Методику отличала ручная формовка, просушка лишь в летний сезон, обжиг в печах с малой производительностью. Но с середины XIX века начало появляться практически революционное оборудование. Это ленточный пресс, кольцевые печи, специальные сушилки, а также машины для переработки глины. Производители продукции высокого качества старались выделиться среди других, поэтому кирпичи начали клеймить. Каждый завод имел свой фирменный знак, наносимый на брусок, что выводило производство на новый уровень. В 1847 году ввели стандарт, правила выделки прочного кирпича. А в 1927 году он приобрел современные габариты и вес не более 4,3 кг. С помощью инновационных разработок продукция усовершенствовалась, расширился ассортимент. Появились такие качества, как устойчивость к воде, морозу, повышенная прочность.
Старинный кирпич и клейма
Знаки на продукции, несущие ценную историческую информацию, содержат имена владельцев заводов, передовых производств. На многих отмечено место расположения предприятия: Тверская губерния, сибирская традиция. Некоторые демонстрируют эстетику тех времен. Сейчас распространенным явлением стало коллекционирование клейменых экземпляров. Термин брикофилия произошел от слова brick, что в переводе с английского означает кирпич. При этом объектом внимания становится не сам экспонат, как образец производства, а буквенные или иные знаки. То есть, отметки предприятий на своей продукции.
Современная компания УРАЛГЛАВКЕРАМИКА является дилером двух заводов в Челябинской области. При одном из них основан музей истории кирпича, в котором собраны образцы из знаменитых архитектурных объектов. Одним из интересных производителей материала является Ф.В. Слугин, продукция которого оказалась частью построек в г. Троицке. Возможно, что там находилось одно из его предприятий. Либо это был привозной стройматериал. Здания перестраивались, а кирпич кочевал из одного в другое. Так или иначе, при реконструкции поликлиники в данном уральском городе с красивой архитектурой один из участников процесса взял образец и передал в музей. Экземпляр был найден вне кладки, в подвале, где раньше была печь отопления периметра здания. Подробных сведений о клейме найти не удалось. Так подобные отметки от производителя ранее использовались в качестве гарантии качества, а сейчас представляют собой «печать времени».
В России знаки на продукции ввели в обиход к середине XVII в. Тогда это было изображение орла, выполненное рельефным способом в рамке. Образцы, датированные 1690-ми, содержали мотивы с животными. Затем стали использоваться буквы алфавита. Подобные клейма обнаружены в Москве и Петербурге при исследовании кладок. Например, символом С на эмблеме вытянутой формы обозначал свою продукцию Ф. Н. Слепушкин, владелец завода. Хотя он также пользовался известностью как поэт. Однобуквенные знаки вскоре потеряли актуальность в связи с недостаточностью уникальности. Число символов на штампе в конце 18 века увеличилось, включая обозначения имени, отчества. У некоторых полностью была написана фамилия, название завода: «Нева», «Ижора», аббревиатура предприятия.
Императорские кирпичные заводы клеймили продукцию двуглавыми орлами в прямоугольной или овальной обводке. Знаменитыми были оттиски в виде подковы, звезды. Иногда отмечался номер партии продукции. Клеймение превратилось в искусство. А при переходе на машинное производство кирпичи приобрели особенно красивый вид. В XVIII веке клейма были обязательными, требовались для контроля качества надзорными органами. Иногда они являлись декоративным элементом в кладке или облицовке. Укладывание рисунком на раствор увеличивало прочность. При реконструкциях и сносе сооружений кирпичи отбирались для вторичного применения в разнообразных целях. Сейчас штампы помогают установить время возведения зданий и пристроек к ним. Надо признать, что кирпичи не уступают первенство по популярности среди стройматериалов на протяжении периода свыше 5000 лет.